Доклад Преосвященнейшего Саввы, Епископа Тираспольского и Дубоссарского на собрании духовенства епархии 17.12.2012 г.

Добавлено 17.12.2012 в 13:49

вензель

 

Ваши Высокопреподобия и Преподобия, всечестные отцы благочинные, настоятели приходов, клирики нашей епархии, честная мать игумения и честная матушка настоятельница!

Открывая наше ежегодное епархиальное собрание, мы с вами, дорогие пастыри Тираспольско-Дубоссарской епархии, возносим хвалу в Троице славимому Единому Богу. Мы благодарим Господа за его щедрые милости, ниспосылаемые нашей Святой Церкви и ее верным служителям.

Церковь – это таинственный богочеловеческий организм. В своей духовной основе она неизменна, как неизменен ее Глава – Господь наш Иисус Христос, Который вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13, 8). Но в человеческом историческом измерении Церковь может проявлять свое призвание и влияние в большей или меньшей степени.

Быть Церковью – это значит в самом ее устроении отражать принцип жизни Пресвятой Троицы. Ибо именно Живоначальная Троица являет нам образ соборности, в котором гармонично сочетаются единство и множественность, иерархичность и любовь.

Церковь – это не только священно- и церковнослужители. Церковь – это целокупность всего народа Божия, возглавляемая богоустановленной иерархией, соединяемая в живое духовное единство Самим Христом. Всем нам следует помнить о том, что источник власти епископа – от Бога, через преемство апостолов, а не в полномочиях, делегированных ему людьми.

Таким образом, усовершенствование церковного управления сегодня представляет собой двуединую задачу:

1) развитие соборности;

2) укрепление иерархической власти, которая благословляется епископом, исполняется пастырями и доводится к народу Божиему через амвон церковный.

Теперь позвольте привести некоторые статистические сведения. На настоящий момент в пределах нашей епархии по-прежнему остается 7 благочиннических округов, объединяющих 103 прихода, среди которых 4 соборных храма, 46 церквей, 27 молитвенных домов, 7 архиерейских подворий, 10 домовых церквей и 9 общин без молитвенных зданий. На сегодняшний день на территории епархии действуют один мужской и два женских монастыря.

На приходах епархии несет послушание 116 клириков. Из них к белому духовенству относится 85 священников и 10 диаконов, среди монашествующих 17 священников и 4 диакона. Кроме того, клириками епархии являются 5 священников в монашеском сане и один диакон, которые несут послушание в мужском монастыре. Среди нашей братии запрещенных в священнослужении 7 человек, заштатных клириков – 20, 1 командирован от епархии. Монастырь св. пророка Иоанна Предтечи возглавляется игуменом Фаддеем (Чередниченко), Петро-Павловский женский монастырь возглавляет игумения Елисавета (Василаке), а Введенско-Пахомиев женский монастырь возглавляется настоятельницей монахиней Пахомией (Лещук). 

В уходящем году мною было совершено 6 хиротоний: 4 диаконские и 2 иерейские. Почислено за штат 3 клирика. Из них 2 ныне являются клириками других епархий, а у игумена Христофора (Вахабова) личное дело до сих пор находится в нашей епархии. Заштатным по болезни является иерей Михаил Юрош. 

На примере о. Христофора наглядно видно, сколько разумно и осторожно следует подходить к такому важному вопросу, как переход в клир другой епархии. Отца Христофора никто не подталкивал к этому шагу. По-человечески понятно, что он надеялся на лучшие условия священнического служения и искал новое поприще для приложения своих сил. Однако по молодости и недостаточной житейской опытности о. Христофор, прежде чем обрести новое постоянное место служения, поторопился написать прошение о почислении за штат. Каков результат этого опрометчивого поступка, мы все видим.

По-прежнему главным совещательным органом епархии является Епархиальный Совет, который в течение этого года собирался 4 раза. На нем решались самые насущные вопросы и обсуждались проблемы, возникающие в жизнедеятельности как епархии в целом, так и отдельно взятых благочиний и находящихся в них приходов. Епархиальный Совет, в том числе, разбирал представленные дисциплинарной комиссией вопросы дисциплинарного характера, связанные с некоторыми клириками.

Другим важным направлением работы Епархиального Совета являлось собеседование с теми, кто решил стать священнослужителем. Все без исключения, кто был рукоположен в первую иерархическую степень служения Святой Матери-Церкви, прошли через утверждение их кандидатур на Епархиальном Совете.

За 12 прошедших месяцев я как Правящий Архиерей совершил 124 Божественных литургии как на канонической территории своей епархии, так и в двух приходах Московской епархии, где я являюсь настоятелем. Кроме того, 2  Божественные литургии – в храме Христа Спасителя с Предстоятелем Русской Православной Церкви, а также в ряде епархий, гостем которых я был по приглашению Правящих Архиереев.

Проезжая с богослужебной и административной миссией по вверенной моему управлению Тираспольско-Дубоссарской епархии, я убедился в том, что большинство наших клириков, как благочинных, так и настоятелей отдельно взятых приходов, стремятся добросовестно выполнять свой пастырский долг, искренне болея душой за вверенную их попечению паству. Они также ответственно относятся к поставленной священноначалием задаче активизировать работу по социальной, молодежной, катехизаторской и иной духовной деятельности, которую каждый из нас обязан, с учетом многочисленных проблем сегодняшнего времени, вести на своем приходе. Это все не может не радовать меня как Архиерея. Конечно, еще имеют место быть отдельные недостатки и недоработки, о чем более подробно я скажу далее. Однако в целом Тираспольско-Дубоссарская епархия – это полноценный крепкий организм, который способен и далее с Божией помощью расти и приносить добрые плоды во славу Божию.

Далее я бы хотел остановиться на том, что наиболее значимое было сделано в уходящем году и что еще предстоит сделать. Главным событием, бесспорно, стали III съезд и форум православной молодежи Приднестровья, прошедшие в сентябре сего года. Основные хлопоты по их подготовке и проведению легли на плечи всей епархии. Хочу выразить благодарность тем отцам, которые услышали мой призыв и откликнулись, собрав средства на проведение данных мероприятий, а также благочинному Дубоссарского округа м. протоиерею Виталию Ковалю, ответственному за подготовку и проведение съезда и форума, и всем членам возглавляемого им оргкомитета.

Хотел бы с особым чувством (потому что видел своими глазами), отметить тот факт, что очень многое делается на приходах по ремонту, реставрации и благоукрашению храмов.

В 2012 году я совершил закладку новых церквей: в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в с. Васильевка Рыбницкого благочиния и Покрова Пресвятой Богородицы в с. Гараба того же благочиния. Продолжается строительство заложенного мною год назад Успенского храма в с. Белочи, а также церквей в селах Красный Виноградарь и Выхватинцы, в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре, которые были заложены в предыдущие годы.

В нынешнем году вступили в завершающую стадию реставрационные работы в Александро-Невской церкви г. Бендеры. В настоящий момент определена бригада иконописцев, которые будут осуществлять роспись внутренних стен храма. Завершается реставрация памятника архитектуры XIX века – церкви прп. Параскевы Сербской в с. Валя-Адынкэ Каменского района.

Стараниями председателя социального отдела епархии С.Г. Унгуряна начата реставрация еще одного уникального памятника архитектуры – храма прп. Параскевы Сербской в с. Зозуляны Рыбницкого благочиния. Подобных церквей во всем мире насчитывается менее двух десятков.

Активные строительные работы идут во Введенско-Пахомиевом женском монастыре, где завершено сооружение надвратной звонницы, а также подходит к концу строительство главной монастырской церкви – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Отрадно отметить и то, что в самом отдаленном приходе нашей епархии, который, по сути, находится на границе с Украиной и где настоятелем является м. протоиерей Валерий Галайда, построена величественная колокольня при храме и завершается строительство часовни.

Далее мне хотелось бы остановиться на тех направлениях и вопросах, где уже имеются достижения в совершенствовании деятельности как всей епархии, так и отдельных составляющих ее благочиний, епархиальных отделов. Одним из таких наиболее важных направлений работы, о котором регулярно напоминает нам Святейший Патриарх, является социальная миссия Церкви. Общаясь с клириками на благочиннических собраниях, я заметил, что во многих благочиниях было представлено максимальное разнообразие качественной благотворительной работы, направленной на оказание нуждающимся конкретной помощи. Это особо видно в Рыбницком благочинии, где активно работает женсовет совместно с отцом благочинным. Хочу напомнить, дорогие братья, что социальное служение заповедано нам Самим Христом. Поскольку мы являемся пастырями Христовой Церкви, нам необходимо и в следующем году активно заниматься социальным служением – не только в Рыбницком благочинии, но и во всех остальных благочиниях нашей епархии.

Отмечу также, что, в свете поставленной задачи по сотрудничеству с исправительными учреждениями, я увидел активность Центрального благочиния, клирики которого, особенно духовенство Покровской церкви г. Тирасполь, а также Григориопольского благочиннического округа, где тюремное служение совершают игумен Иларион с рядом других священнослужителей. Все они достойно исполняют свою миссию по ту сторону тюремной двери.

Считаю своим долгом еще раз напомнить отцам благочинным и отцам настоятелям, всем клирикам нашей епархии о необходимости продолжать начатую активную борьбу с пьянством и наркоманией. Хотелось бы, чтобы эта работа была еще более заметной в наступающем году.

Пастырское служение – это труд и долг всей нашей жизни. Все мы призваны Богом служить этому миру и не бояться перед лицом современного мира бросать вызовы в ответ на его пагубные прегрешения. 

Необходимо, как я уже неоднократно говорил ранее, повсеместно активизировать катехизаторскую и миссионерскую работу. Современное общество, в котором ныне приходится жить Православной Церкви, зачастую чурается священнослужителей, считая их людьми, не понимающими проблем и вызовов общества. В наш век, когда многие получают высшее образование, нам с вами просто необходимо быть грамотными в области истории, социологии, психологии, а тем более богословия. Посему я вижу, что назрела необходимость создания на уровне епархии некоего специального органа, который бы ставил перед собой задачу проведения семинаров и курсов повышения квалификации для священников, диаконов, чтецов, иподиаконов, преподавателей воскресных школ и даже свечниц. 

Церковь наша не должна быть только неким магазином по продаже треб, а должна быть той живой силой, которая несет в мир слово и миссию о Христе Распятом и Воскресшем. Поэтому каждый человек, который несет свое послушание в Церкви, должен быть хорошо образован в области Священной истории, богословия и элементарной культуры для общения с прихожанами. Поэтому, дорогие отцы, будем готовы пройти аттестацию в каждом благочинии по вышеназванным мною темам.

Особое ваше внимание хочу обратить на сотрудничество с различными молодежными организациями, клубами, движениями и т.д., а также на создание совместных программ с активной нецерковной молодежью. Например, это могут быть различные молодежные и студенческие проекты, ориентируемые на работу с социально неблагополучными категориями населения или в области патриотического воспитания подрастающего поколения, а также миссионерской направленности. Необходимо стремиться организовывать подобного рода мероприятия с целью привлечения в Церковь активной молодежи. 

Рекомендую каждому приходу в благочиниях устанавливать и поддерживать связи с научным сообществом, творческой интеллигенцией, музеями и вузами в миссионерских целях, через организацию совместных проектов стремиться привлечь интеллигенцию в Церковь. Предстоятель Русской Православной Церкви, в частности, сказал: «Миссия сегодня должна быть делом всей Церкви, и все мы должны быть объединены в этом общем миссионерском делании. Миссия ни в коем случае не должна разделять людей. Сегодня существует некое напряжение между теми, кто принимает некоторые методы миссионерства, и теми, кто эти методы отвергает. Думаю, здесь следует снять налет всякого рода эпатажа, чрезмерной оригинальности. Нужно работать со смирением, а самое главное, преследовать только одну цель, чтобы сердца людей обратились к Богу. Если будет ясно, что все делается во имя этого, а всякого рода другие цели, включая пиар, тщеславие и прочее, уходят в сторону, тогда у нас не будет никакого напряжения. Мы будем помогать друг другу, вне зависимости от того, в какой сфере ведется миссия и какими средствами человек выражает свои миссионерские усилия».

Исходя из этого, становится понятным, что настоящая жизнь Церкви, дорогие отцы, – это не только умение исполнять уставные богослужения и требы, но также и умение вести диалог с обществом, ратуя о повышении его образования и получении знаний, необходимых для полноценного понимания христианского вероучения. Посему хотелось бы высказать пожелание, чтобы на базе Христо-Рождественского кафедрального соборного храма, соборов Всех святых в Дубоссарах и Архистратига Михаила в Рыбнице был создан некий постоянно действующий семинар, который станет служить площадкой для повышения уровня образования как преподавателей воскресных школ епархии, так и мирян, интересующихся богословием.

Несколько слов хочу сказать о монастырях и монашестве. Они имеют важное значение в жизни Церкви и народа. Поэтому насельникам и насельницам необходимо укреплять основы внутренней духовной жизни, заботиться о сохранении монастырских традиций, передавать и прививать их молодым поколениям иноков и инокинь. Вот почему начальствующие в монастырях должны быть не только строителями и хозяйственниками, но и духовно трезвыми служителями Божиими, впитавшими учение отцов Церкви, а кроме того, знающими жизнь Церкви и общества, пребывающими в курсе общецерковных установлений и решений священноначалия.

Еще одной из наиболее важных проблем, вызывающих озабоченность в монастырях, является немалое количество монашествующих, не приписанных к какой-либо обители, живущих вне монастырских стен или, попросту сказать, праздно шатающихся из епархии в епархию или из монастыря в монастырь. Администрации монастырей следует особенно осмотрительно обращаться с ходатайствами о монашеском постриге, когда речь идет о лицах, не пребывающих в обителях. А монашествующим, облеченным священным саном, следует твердо помнить, что совершение ими постригов без благословения Правящего Архиерея противно церковным установлениям и может стать основанием для канонических прещений. 

Для эффективного взаимодействия епархии с учреждениями культуры и спортивными организациями, а также с деятелями культуры и искусства, как вы уже знаете, в нынешнем году был создан епархиальный совет по культуре. В него вошли представители епархии, государственной власти, известные деятели в сфере архитектуры и музыки. За прошедший год, в рамках работы совета, было проведено более 30-ти мероприятий. Это устроение в музеях выставок живописи, концерты Государственного хора и симфонического оркестра, на которых исполнялось множество произведений как церковных, так и национальных. Сам совет призван представлять позицию нашей епархии по вопросам, касающимся религиозно-культурного наследства. Полагаю, что со временем он будет на высоком уровне осуществлять контроль и выступать в качестве эксперта в деле использования, сохранения и восстановления объектов культурного наследия. 

В уходящем году мною были подписаны соглашения с рядом министерств и ведомств республики, а также с Черноморским казачьим войском. Казачество в нашем крае – это многотысячное, хотя и неоднородное сообщество, которое в качестве своих неотъемлемых ценностей декларирует приверженность к Православию. Однако, к большому прискорбию, в наше время казаки чаще идут не в храм, а мимо храма. Потому нам и далее предстоит большая работа по их воцерковлению, а также по координации сотрудничества Церкви и казачьих организаций. 

Большинство казачьих духовников сводит свое взаимодействие с казаками к благословению казачьих кругов. Между тем, духовники несут ответственность за казаков, поэтому принципиально важным является налаживание сотрудничества с общественными объединениями казачества. С этой целью в нашей епархии создан специальный отдел по взаимодействию с казачьими формированиями, который возглавляет протоиерей Вадим Трощинский. Таким образом, мы будем и впредь содействовать возрождению истинного казачества, сочетающего верность Церкви со служением Отечеству. 

Что касается отцов, несущих душепастырское попечение в Вооруженных Силах во главе с м. протоиереем Валерием Лозняном, то прошу их еще более активно осуществлять свою деятельность в воинских частях: участвовать в принятии воинской присяги, активизировать военно-патриотическую работу с военнослужащими и членами их семей, если есть такая необходимость, способствовать открытию молельных комнат, комнат психологической разгрузки, духовного досуга там, где есть такая возможность. 

Специальные разделы государственного законодательства, регулирующие организационные, имущественные и иные практические аспекты жизни религиозных общин, имеют исключительное значение в деле устроения бытия земной Церкви. Для нас с вами как людей верующих этот фактор одинаково важен во все времена и при любом социально-политическом укладе. С особенным вниманием мы призваны следить за всем, что происходит в законодательной сфере, в условиях быстрой смены общественных отношений. Но мы были бы нерадивыми христианами, если бы безмятежно наблюдали за тем, как рождаются на свет законы, которыми уже завтра будет регламентироваться жизнь церковных общин. В силу того, что при епархии имеется опытный юрист, мы можем самым активным образом принять участие в подготовке, экспертизе и общественном обсуждении законопроектов, которые прямо или косвенно могут затрагивать интересы Церкви.

Прошедший год показал эффективность работы созданной при епархии ревизионно-финансовой комиссии, которая, помимо контролирующих функций, призвана была осуществлять также проверку уставной и финансово-хозяйственной деятельности приходов. Эта комиссия была наделена большими полномочиями инспектировать деятельность приходов, начиная с проверки наличия и сохранности уставных документов, имущественных бумаг, а также ведения приходской канцелярии, бухгалтерии и иных вопросов обеспечения жизнедеятельность общины. 

Считаю необходимым напомнить отцам благочинным и настоятелям приходов, что ревизионно-финансовая комиссия и впредь вправе запрашивать у председателей приходских советов, коими являетесь вы, отцы настоятели, казначеев и других ответственных сотрудников необходимые документы и разъяснения по тем или иным вопросам, которые возникают в ходе проверки. 

Хочу выразить особую благодарность председателю ревизионно-финансовой комиссии архимандриту Василию (Карпову) и его помощникам за проделанную в этом году работу, а также пожелать им и впредь стоять на страже справедливости в отношении епархиальных взносов и своевременной закупки товаров с епархиального склада. 

Что касается серьезных недостатков, о которых я считаю своим долгом упомянуть, то главным среди них, к моему глубокому сожалению, по-прежнему остается пренебрежительное отношение отдельных клириков к церковной дисциплине. Имеются случаи самовольного оставления приходов либо отъезда в отпуск без соответствующего благословения благочинного. Я как Правящий Архиерей почему-то узнаю об этом едва ли не самым последним в епархии, что абсолютно недопустимо.

Такое поведение клириков может стать достаточным основанием для применения к ним мер канонического прещения. Именно по этой причине был запрещен в священнослужении иерей Николай Сонин. Надеюсь, что его пример послужит достаточным вразумлением для остальных любителей пренебрегать церковной дисциплиной и проявлять непослушание воле священноначалия.
Другим печальным примером недисциплинированности является еще один из клириков нашей епархии – иерей Александр Рябов. Он служит в священном сане совсем недавно, однако уже считает допустимым проявлять своеволие и уезжать за пределы епархии без моего благословения. Искренне надеюсь, что о. Александр Рябов осознает свою неправоту и не пойдет по пути о. Николая Сонина.

Очень болезненным остается также вопрос, касающийся функционирования Епархиального духовного училища. У меня создается впечатление, что вы, дорогие отцы, недостаточно ответственно относитесь к вопросу набора студентов в это учебное заведение. Далеко не все те, кто принят на учебу по вашим рекомендациям, проявляют рвение к получению знаний. Среди них встречаются и студенты, слабо представляющие себе, куда они поступили и к чему это их обязывает. 

Не выдерживает никакой критики дисциплина учащихся. Но здесь, как мне видится, они во многом берут пример с преподавателей, считающих возможным пропустить лекцию, не поставив об этом в известность отца проректора и не обеспечив себе замену. Особенно грешат этим преподаватели из числа священнослужителей, что вызывает мое особое недоумение. Разве не должен каждый из клириков нести возложенное на него послушание со всей ответственностью и добросовестностью? И особенно опасно такое проявление недисциплинированности именно со стороны священников, преподающих в духовном училище. Ведь своим отрицательным примером они способствуют тому, что у воспитанников училища формируется стойкое убеждение: дисциплина – это не для них. Какое же пополнение для клира нашей епархии мы подготовим, идя столь пагубным путем? 

Что касается совершенствования учебного процесса в нашем духовном училище, то мне как ректору представляется следующее. Необходимо не только и не столько давать воспитанникам некий сухой набор знаний, имен, цифр и фактов, но, в первую очередь, помочь им понять, как этот теоретический багаж использовать на практике, научить их осмысливать приобретаемые знания, привить навыки самостоятельной работы над той или иной темой.

Мы с вами, дорогие отцы, должны содержать Епархиальное духовное училище не для того, чтобы из его стен выходили будущие клирики, способные, подобно автоматам, механически повторять однажды заученные тексты и определенные действия. Нам необходимы молодые энергичные и толковые пастыри, которые смогут и далее повышать свой образовательный уровень, чтобы достойно отвечать на всевозможные вызовы нашего непростого времени.

Напоследок хочу затронуть еще одну тему, касающуюся уровня образованности наших клириков. В нынешнем году возросло количество тех, кто получил полное семинарское образование либо поступил на учебу в семинарию. Это не может не радовать. Но, вместе с тем, по-прежнему значительным – более двух десятков – остается количество священников, имеющих либо только то или иное светское образование, либо, в лучшем случае, заочно прошедших курс обучения в Епархиальном духовном училище. Предстоятель Русской Православной Церкви постоянно подчеркивает, сколь важно для священнослужителей повышать свою квалификацию и уровень образованности. В свете этих пожеланий Его Святейшества, считаю своим долгом напомнить отцам, не имеющим семинарского образования, о необходимости изыскать возможность для его получения.

В заключение своего доклада я бы хотел в эти предпраздничные дни, когда православные люди молитвой, постом и добрыми делами готовятся к встрече Спасителя мира, призвать каждого из вас иметь особое попечение о своей пастве, о тех общинах, созидать которые поставил вас Господь.

Впереди – поистине великое торжество, залог вечной, блаженной жизни в невечернем дне Царства Христова, этого Царства Добра и Любви, Царство Красоты и Гармонии. Да пребывает благословение Господне над каждым из нас, над нашими монастырскими и приходскими общинами, над семьями и домами, над городами и весями, над нашим столичным градом Тирасполем и над всем Приднестровьем, дабы торжествовала на земле Правда Божия, а вместе с ней мир, справедливость, процветание и благополучие.

Благодарю за внимание!