Приветственное слово Преосвященного Саввы на I собрании жен духовенства Тираспольско-Дубоссарской епархии

Добавлено 20.04.2010 в 22:11

Мы с вами собрались в этом зале в воспоминание о Неделе святых жен-мироносиц – празднике православных женщин. Почему именно нынешний день был избран для проведения первого в истории Тираспольско-Дубоссарской епархии собрания жен епархиального духовенства? Святейший Патриарх Кирилл напоминает нам, что «почитание святых жен-мироносиц учит нас внимательному и благодарному отношению к тем, кто творит безымянный труд».

Все вы совершаете особое служение. Роль жены священника в семье достаточно трудная и сложная, но, вместе с тем, благодатная. Священник является продолжателем Апостольского служения, и это служение требует полной отдачи себя людям. Часто священнику приходится жертвовать своим личным временем для выполнения своего пастырского долга, и тогда обязанности по уходу за домом и семьей ложатся на супругу, которая является для него самой ближайшей помощницей в его служении. Поэтому именно в воспоминание о женах-мироносицах мне представляется уместным поговорить с вами об особенностях женского служения, о роли женщины в семье и в окружающем мире.

Обратимся вначале к библейской истории. Мы помним, что Господь сотворил и мужчину, и женщину по образу и подобию Своему, т.е. равными. Однако это ни в коей мере не значит, что они были наделены абсолютно одинаковыми телесными, душевными и духовными качествами. Это также не значит, что они должны были нести одинаковое служение. Вспомните: Ева была сотворена Господом, для того чтобы стать надежной помощницей Адаму. И как Адам должен был находиться в послушании у Всевышнего, так и Ева должна была находиться в послушании у Адама. Как только она забыла об этой простой истине и нарушила порядок, установленный Господом, в мир вошел грех. Вошел именно через первую женщину – Еву. Таким образом, ее опрометчивый поступок привел к тому, что и она, и Адам не просто были исторгнуты из рая – все их потомки оказались обреченными на прозябание вдали от Господа, на смерть и вечные муки. Один неосторожный шаг женщины повлек за собой тысячелетние мучения всего человечества.

В Новом Завете Господа с людьми женщине, ее душевному строению и жертвенной любви отводится особое место, особая роль, призывающая ее на служение Христу в деле спасения человечества от рабства греху, что впервые показано нам образами Евангельских жен. Вспомним здесь, в первую очередь, о той Женщине, благодаря Которой род человеческий получил спасение, обрел надежду на воссоединение с Господом. Это Пречистая Дева Мария, через Которую в мир пришел Сын Божий, воплотившийся в человеческом теле, чтобы во искупление грехов людских понести страдания и быть распятым на кресте. Почему же именно Дева Мария удостоилась столь высокой чести? Господь видел Ее благочестие, смирение и безграничную покорность воле Отца Небесного.

…Через непокорство женщины в мир вошли грех, смерть и страдания, через смирение и послушание ее в мир пришло спасение от рабства греху. Не так ли и сейчас? Целомудренные и смиренные женщины спасают и супругов своих, и детей, нецеломудренные и несмиренные сеют беду, несут разрушения и ввергают в грех многих и многих.

Вернемся еще раз к евангельской истории. Примером женского служения, истинно христианской заботы о человеке для нас являются святые жены-мироносицы. Они прямо продолжали дело Божией Матери, заботясь о телесных нуждах Богочеловека. Тем самым жены-мироносицы помогали Сыну Божиему в Его земном служении.

Мироносицы служили Господу при жизни и послужили Ему по Его смерти. Апостолы, по своей человеческой слабости, укрылись в безопасном месте, а женщины – казалось бы, гораздо более слабые по естеству своему – не испугались и остались. Их чуткие сердца подсказали им, что в их заботе нуждается не обычный мертвец. Наверное, они тайно чувствовали, что заботятся о Самом Спасителе мира. За эту их тайную надежду, за их любовь, которая оказалась сильнее смерти, Бог им первым после Своей Пречистой Матери дал увидеть воскресшим Того, Кого они так любили.

Вспомним и других жен-мироносиц – православных женщин ХХ века. Сколько мук и страданий выпало на их долю! Многие из них приняли за веру свою нечеловеческие муки, но от Христа не отреклись. Когда пала богоборческая власть, наш православный календарь заметно пополнился именами святых угодниц Божиих – новомучениц и исповедниц Российских. И первые в их ряду – женщины Императорского Дома Романовых: святые царственные страстотерпицы Александра – последняя российская императрица, Ольга, Мария, Татьяна и Анастасия – великие княжны, дочери ее; преподобномученица Елисавета – сестра последней российском императрицы, бывшая великая княгиня Елизавета Федоровна. Почему же удостоились все они того, чтобы просиять в лике святых? Не только из-за мученической кончины, но, в первую очередь, из-за праведной жизни. Их пламенная вера, кротость, терпение, смирение, целомудрие и доныне могут служить примером для каждой женщины-христианки.

Императрица Александра Федоровна оставила нам свои записи, в которых нашим глазам предстает картина православной семейной жизни. «Первый урок, который нужно выучить и исполнить, – это терпение… Долгом в семье является бескорыстная любовь… Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни может быть в любой момент разрушена…» – эти и многие другие мысли царственной супруги, на первый взгляд, кажутся очень простыми, но многие ли женщины в своей семейной жизни вспоминают о них?

Но не только в царском дворце были явлены новые жены-мироносицы. Вспомним жен тех священников, которые подвергались гонениям за свою веру и за свой сан.

По мнению священнослужителей конца ХIХ века, «девице духовного звания недостаточно было быть доброй матерью, любящей супругой и опытной хозяйкой. Она должна не только разделять труды мужа-священника по воспитанию детей, по управлению домом и хозяйством, но и быть ему помощницей в многотрудном пастырском служении. Жена священника, являвшаяся матушкой в приходе, должна быть готовой разделить горе и радость простого народа, поделиться с ним своими знаниями и опытом. В ее обязанности входило разъяснение как молиться, как соблюдать пост, как вести себя в церкви, как избавиться от суеверий и т.д. Жена священника являлась своего рода нитью, связывающей народ с церковью».

Разве нельзя в полной мере отнести к женам репрессированных священнослужителей эти слова? Многие из них были надежными помощницами своим супругам, помогали им нести тяжкий крест испытаний, поддерживая их дух, заботясь об их телесных нуждах. На их плечи зачастую ложилась основная тяжесть забот о пропитании семьи, о воспитании детей. А какие испытания им приходилось переносить в случае ареста главы семьи! Разве могли бы женщины достойно перенести все это, опираясь лишь на свои слабые человеческие силы? Конечно же, нет! Только с Божией помощью им было дано преодолеть все испытания, не утратив веру и не согнувшись под тяжестью креста.

Вы, жены нынешних священнослужителей, имеете перед своими глазами столь замечательные примеры для подражания, можете использовать столь богатый опыт, накопленный вашими предшественницами, что не воспользоваться всем этим богатством было бы просто неразумно.

Каким же должно быть ваше служение? По мнению Святейшего Патриарха Алексия II, «это настоящее церковное служение, высокое и ответственное. Заботясь о муже и детях, помогая ему во всем и строя семейный быт так, чтобы дом священника был надежной и благодатной пристанью, местом, где можно почерпнуть силы для многообразного церковного служения, матушка должна с любовью принимать всех приходящих за помощью и советом. Понятно, что дом пастыря не может стать проходным двором или приемной службы спасения. Но важно помнить, что посильное участие матушки в служении мужа дает семье клирика общее дело и единомыслие».

Быть женой священника – это очень высокое призвание, которое ко многому обязывает, и большая ответственность. Чтобы достойно нести его, необходима твердая вера и крепкая любовь к мужу, и одухотворенное отношение к его сану и к его служению. Матушка должна быть терпеливой, смиренной, по-матерински относиться к пастве своего мужа-священника. Важно не выглядеть и не вести себя вульгарно, не сказать лишнего, не вводить людей в заблуждение, помогать по мере сил и возможностей.

Жены священников, которых в народе уважительно называют матушками, так же как и монахинь-наставниц, играют важнейшую роль в создании и поддержании в доме православного порядка и быта. На Руси жены белого духовенства носили особые одежды, по которым в них можно было узнать матушек. Строгость и скромность одежд соблюдали они и в первые десятилетия XX века. От жены в основном зависит быт дома и отношение детей к отцу. «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» (Притч 14:1).

При наличии домашней церкви, при поддержке жены и детей легче нести крест иерейского служения. «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего» (Еккл. 4:9).

Добрая жена – советчица мужу, его совесть, но не командир, не начальник. Мученик Иаков Персиянин сначала отрекся от Христа, а потом, под влиянием жены и матери, покаялся в отступничестве и был увенчан славой великомученика.

Самый трудный женский крест – это путь жены священника; он больше пути монашеского. Глубоко символично, что она продолжает носить обручальное кольцо, а с ее мужа кольцо при хиротонии снимается, ибо он обручен Церкви и принадлежит, прежде всего, церкви, алтарю, а не ей. Даже радости супружеского ложа выпадают ей лишь изредка. Муж – в храме, с пасомыми, а она – дома, с детьми, с заботами о муже. Ей хочется светских развлечений, а муж на них не ходит. Выходных воскресных дней в общепринятом светском смысле не бывает. Если она работает не в церковном учреждении, то возможно, что на работе к ней относятся отчужденно и с напряжением.

Матушка как бы растворяется в муже, детях, живет их нуждами, и в этом ее счастье. Она понимает, что у батюшки на первом месте служение Господу. Матушка должна быть тенью, которая ни в коем случае не мешает, но в то же время является надежным и верным тылом.

«Дети и построение города увековечивают имя, но превосходнее того и другого считается безукоризненная жена» (Сир. 40:19). «Муж ее известен у ворот» (Притч 31:23).

Матушка, жена священника, может быть советчицей для многих женщин по домашним делам, по воспитанию детей и многим другим чисто женским вопросам, когда нет необходимости беспокоить батюшку.

Мы знаем множество хороших священников, но мало, слишком мало настоящих матушек. Есть хорошие священники и диаконы, оставленные своими женами и продолжающие честно нести крест церковного служения. Обычно до таких крайностей дело не доходит, но существует много одиноких в своей семье, не понимаемых ею пастырей, домашние которых не разделяют их духовных интересов: жена, а за нею и дети (правда, к счастью, редко) остаются на уровне традиционно-бытового православия или даже вне его.

Если в доме священника нет молитвенности, то в семье создается атмосфера не столько духовной жизни, сколько материально-потребительской, когда становится естественным выражение «папа работает в таком-то храме» вместо «служит у…». Эти два выражения соответствуют разным восприятиям деятельности главы семьи, мужа и отца.

Разлады в семьях духовенства (теперь, к сожалению, нередкие) объясняются тем, что в этих семьях, как и в большинстве светских семей, господствуют отношения инстинктивно-природного, по словам о. Александра Ельчанинова, характера, между тем как отец живет вне семьи церковно-духовной жизнью, и ему приходится трудно. О таких случаях сказано: «враги человеку – домашние его» (Мф. 10:36), – враги, ибо заботятся лишь о его телесном (и то не всегда в достаточной мере), требуют от него лишь материальных благ и препятствуют его духовному развитию, мешают его служению. А при наличии домашней церкви, при поддержке жены и семьи священнику легче нести крест иерейского служения, духовно возрастать. Тогда домашние становятся не врагами, а ближайшими друзьями человека. Опыт собственной семейной жизни может быть очень полезен священнику в его пастырской деятельности.

Не менее чем помощь в хозяйственных нуждах, священнику важна молитвенная поддержка. Если священник и его жена лишены совместной духовной жизни, это порой приводит и к ослаблению человеческой супружеской любви, к уменьшению заботы друг о друге, человеческой ласки. Некоторые священники очень тяжело это переживают: после забот и трудов своего служения они нуждаются в отдыхе, в человеческом внимании, но встречают дома отчужденно-формальное отношение.

Какую помощь могут оказать жены священников своим супругам?

В ряде епархий Русской Православной Церкви созданы женсоветы, в которые входят жены духовенства. Изначальной их задачей стало сплочение и поддержка жен священнослужителей, в том числе, вдовствующих и матерей-одиночек; объединение их в области социального служения: помощь малообеспеченным и многодетным семьям, детям-сиротам, людям, находящимся в местах лишения свободы, инвалидам и другим социально незащищенным категориям.

В качестве примера, хочу привести вам работу женсовета при Воронежской и Борисоглебской епархии. Он тесно сотрудничает с Воронежской православной духовной семинарией, администрацией г. Воронеж и области, РОА «Общественная Палата Воронежской области».

Женские приходские активы епархии организуют на местах, в дни церковных праздников благотворительные мероприятия и праздничные концерты. В Неделю жен-мироносиц в г. Воронеж традиционно проводится День православной женщины, сопутствует празднику традиционная Пасхальная благотворительная ярмарка, устраивается театрализованное представление.

В этих мероприятиях участвуют все супруги духовенства из 16 благочиннических округов. Подобные ярмарки проводятся при участии актива женсовета 4 раза в год. Средства, собранные от ярмарочных продаж, распределяются на оказание адресной помощи инвалидам, многодетным семьям, участникам ВОВ, престарелым. В детские дома закупаются детские коляски, кроватки, питание, белье, игрушки. В интернаты и дома престарелых приобретаются стиральные машины, бытовая техника, моющие и чистящие средства, канцтовары, продукты питания. 1 июня, в День защиты детей, по всей епархии проводятся благотворительные акции в детских отделениях больниц, интернатах, детских домах и детских приемниках-распределителях. 1 октября, в День пожилого человека, на каждом приходе, при участии прихожан, матушки собирают благотворительные обеды.

На базе воскресных школ и в Домах культуры проводятся беседы о значении христианских ценностей – института семьи и материнства, душепопечительств. Регулярные выезды в центры благочиннических округов, совместно с сотрудниками отделов епархиального управления, медицинского и образовательного, при участии семинаристов, помогают подготовить и провести обширные программы по церковному воспитанию и образованию, а также в оказании бесплатной медицинской консультации сельскому населению районов области.

Женсовет участвует в «круглых столах», практических конференциях. Воспитательные беседы, совместные чаепития с воспитанницами регентского отделения при Воронежской Духовной семинарии, помогают подготовить будущих церковнослужителей к приходскому служению, помочь будущим матушкам стать добрыми помощницами своих супругов – священнослужителей.

Создан фонд взаимопомощи, средства в него собираются из бюджета благочиния и от средств, собранных во время благотворительных ярмарок. Эти деньги выделяются в качестве пансиона матерям-одиночкам и вдовам священнослужителей, в том числе проводится ремонт жилья.

Хочется надеяться, что и в Тираспольско-Дубоссарской епархии будет создан подобный женсовет, члены которого будут активно помогать нашим священникам в их нелегком служении.

Благодарю вас, дорогие мои сестры за терпение и жертвенность, ибо почти все вы имеете семьи и сами нередко нуждаетесь в помощи и поддержке, которые далеко не всегда получаете, потому что слывете сильными, коль так щедро раздаете людям богатства своих душ и сокровища своих сердец.

Благодарю и благословляю вас, жены-мироносицы наших дней, за то, что вы врачуете миром язвы телесные и раны душевные, облегчая страдания людей и смягчая жесткие нравы нынешнего времени.

Вновь и вновь поздравляю всех вас с Днем жен-мироносиц словами Святого Евангелия: «Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:20).

Христос посреди нас и есть, и будет!

 

Епископ Тираспольский и Дубоссарский
19 апреля 2010 г.