Доклад Архиепископа Тираспольского и Дубоссарского Саввы на конференции «Современный мир: вызовы и ответы», посвященной 10-летию Общества православных педагогов «Начало»
Дорогие братья и сестры!
От себя лично и от всей полноты Тираспольско-Дубоссарской епархии поздравляю вас со столь значимой датой и приношу самые благие пожелания.
На протяжении десяти лет ваша организация трудилась во имя будущего. И пусть эта работа не дает сиюминутных результатов, однако она имеет огромное общественное значение. За минувшие годы вами сделано очень многое, но нынешний юбилей – это лишь промежуточный финиш на долгом пути, краткая остановка, предназначенная для подведения итогов, накопления сил для новых свершений.
Ныне мы с вами собрались, чтобы определить, какие вызовы бросает нам, православным людям, наше время и как мы должны отвечать на них.
Современный мир болен многими общественными недугами. По словам святителя Василия Великого, «сдвинуты с места все пределы отцов, приведены в колебание все основания и все твердыни догматов» (О Святом Духе к святителю Амфилохию, епископу Иконийскому).
Что же означает слово «вызов»? То, что для личности, для всякого верующего, любого человека представляет собой искушение, угрожающее Православию в широком (всеохватном) понимании. Таких главных вызовов три (из них проистекают и все остальные): индифферентизм, экуменизм, глобализм.
Индифферентизм, по сути, отражает и показывает недостаток воли для различения понятий в сфере основных ценностей веры и нравственности. Это есть великое зло с любой точки зрения. В человеческом обществе, подверженном постоянному движению (течению), есть люди, остающиеся холодными, как камень, и пассивными, как щепка в воде, носимая волнами взад и вперед. Вспомним, что говорит про такое состояние души апостол и евангелист Иоанн Богослов: «О, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3: 15-16).
Индифферентизм в вопросах веры можно считать одним из страшнейших зол, но сходным образом может быть охарактеризована и его противоположность – фанатизм, столь же пагубный, когда дело идет о вере и спасении. Следовательно, православный верующий должен находить для себя средний, царский путь, прививать себе здоровое церковное сознание, освобождаясь вместе с тем как от ненависти к кому бы то ни было, так и от предубеждения к чему бы то ни было.
Другой, не менее опасный вызов, стоящий сегодня перед Церковью Православной и перед каждой православной душой, – это экуменизм, естественное порождение индифферентизма. Последний во многом ослабил в православных ревность к вере и спасению, традиционным ценностям, возвышенным идеалам. На подготовленной таким образом почве легко пустил корни экуменизм, пытающийся стереть и устранить различия между светом и тьмою, православной верой и разными еретическими учениями, между Церковью Православной и существующими христианскими деноминациями, по сути своей ересями, которые по инерции называют «Церквями».
Третий вызов – глобализм – не имеет основой ни прозелитизм (переманивание верующих кнутом или пряником из одной религии в другую), ни экуменизм (намеренное упущение из виду и небрежение различий между верами ради сближения и объединения). Как видно из самого названия, глобализм имеет отношение ко всему, стремится стать мировой религией без Бога. Потому от своих «апостолов» ожидает и требует в качестве первого шага не отречься от своих веры, нации и т.п., но презреть их, высмеять, оплевать. Презреть всякую свою ценность и величие, своих национальных героев, традиции, святыни. Но только свои, и ни в коем случае не чужие. Пренебрежение и оплевывание чужих ценностей сеет разделение, раздоры и столкновения, а оплевывание своих, как ни парадоксально, ведет к сплочению и объединению. Это именно то, что глобалистов всех стран соединяет. Они не создают собственных учреждений, не строят своих храмов, ведь это опять вело бы к разъединению и разделению, что противоречит цели самого глобализма.
Если же речь заходит о нравственных ценностях, то, по учению глобалистов, здесь все дозволено. Ради достижения своей конечной цели глобалисты могут иногда, когда того требуют интересы дела, временно пойти на попятную, приостановиться в своем наступлении, чтобы создать некий компромисс, продемонстрировать свою гибкость. Сия новая религия, не имея Бога, естественно, не имеет и своих мучеников, ведь глобалисты просто не желают умирать за свою веру. Напротив, для них высшим идеалом является забава, развлечение, игра, веселье, чем в основном и привлекают массы. Особенно народ, с помощью индифферентизма и экуменизма удаленный от истинных ценностей веры православной и потому утерявший дар различения духов, «от Бога ли суть?».
Как же нам, православным людям, противостоять столь сильному внешнему давлению и не утратить свои духовные ценности? Как нам воспитать молодое поколение не равнодушными ко всему и вся любителями удовольствий и развлечений, а достойными сынами своего земного Отечества? Для этого мы должны, в первую очередь, помочь им стать православными не только по названию, но и по внутренней сути, истинными чадами Русской Православной Церкви.
Именно Церковь призвана поддерживать высший духовный уровень, который был бы образующим всякую форму в народе, в его традиции, в его жизни. Дух Православия должен творить себе всякую достойную форму, в том числе и экономическую, и политическую, и культурную.
В условиях колоссальных исторических перемен, которые произошли в нашем обществе, да и в мире в целом, мы не можем ограничиваться отдельными заявлениями по злободневным вопросам. Речь идет о восстановлении глубинных, базисных духовных ценностей, которые многие века были реальностью в исторической жизни нашего народа. Несмотря на различные перипетии, эти ценности являлись неизменными ориентирами для национальной жизни на все времена, поэтому народ наш и стал называться “народом-богоносцем”. Не потому, что весь народ был святым, – грешников у нас было не меньше, чем в других странах, – а именно из-за этой ценностной ориентации нашей истории. Именно потому и земля наша стала называться Святой Русью.
Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Я думаю, Русь – это…, в первую очередь, система ценностей, это цивилизационное понятие… Когда мы говорим “Святая Русь”, мы имеем в виду совершенно конкретную идею –идею доминанты духовного над материальным, идею доминанты высокого нравственного идеала. Собственно говоря, в этой традиции и был воспитан народ на том огромном евразийском пространстве, которое сегодня географически составляет юрисдикцию Русской Православной Церкви. Русь – это, в конечном итоге, отличение добра от зла в соответствие с этой огромной духовной традицией, это система ценностей», «Многочисленные святые – иерархи, князья, бояре, священники, монахи, простолюдины – учили наш народ любить Бога и ближнего, страшиться греха и порока, жаждать добра, святости и правды».
Так что же нам, православным, необходимо делать в такое время и при таких обстоятельствах? Остается нам, как верным чадам Церкви Православной, еще крепче прилепиться к нашим традиционным ценностям, дабы следовать нашим славным и святым предкам, явившим пример, как нужно жить на этом свете, чтобы стать достойными гражданами Царства Христова на том свете.
Да держимся святой веры православной и да живем по той вере, соблюдая и исполняя священные заповеди Божии. Ибо лишь благодаря личному и живому интересу к основным жизненным вопросам, мучающим всякого человека, прежде всего, молодого, на которые именно Православие дает истинные и спасительные ответы, сможем избегнуть всех гибельных вызовов нашего времени.
Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский
23 мая 2014 г.